20:56 24.11.2013
Ilika Marina опубликовала запись

Алексей Баталов. "Есть люди, которые вспомнят меня добром"

Алексей Владимирович Баталов (р. 20 ноября 1928, Владимир) — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и общественный деятель, педагог. Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1981) и двух Государственных премий России (1966, 2005).



Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире, в семье актеров Московского Художественного академического театра. Мать— актриса Нина Ольшевская. Отец— актёр и режиссёр Владимир Баталов. Известными актерами были не только его родители, но и дядя, брат отца Н. П. Баталов и его жена О. Н. Андровская. Семья Баталовых проживала в производственном дворе МХАТа, в маленькой комнате. Вокруг все было пропитано театром: сцена, кулисы, костюмы, зрители, аплодисменты.



Когда Алеше было пять лет, его мама вышла замуж за известного в те годы писателя Виктора Ардова (настоящая фамилия— Зигберман). У Алёши появились братья — Михаил Ардов (р. 1937)— священник, писатель и Борис Ардов (1940-2004)— актёр, режиссер, художник. О своем отчиме Алексей Баталов говорит: «Вот понимаете, если отец заботится о ребенке, это понятно, он вроде бы должен, профессия такая. Чувства Ардова ко мне — это отцовство в квадрате. ...Родительский развод для меня стал переездом из мхатовского двора в маленькую квартирку на Ордынке. Она находилась в первом в Москве, сейчас снесенном, доме писателей: там жили Ильф и Петров, Мате Залка.» Впервые в кино Алексей Баталов мог появиться еще в тринадцатилетнем возрасте. Тогда в 1941 году снимался фильм «Тимур и его команда». Но получилось так, что родители не отпустили Алешу на съемки.



Уже в школе Баталов вел себя, как настоящий артист. «Во время перемен, — вспоминает одноклассник актера Евгений Рубин, — он развлекал нас пародируя знаменитых артистов. На школьных вечерах он без зазрения совести атаковал самую эффектную девочку, не им приглашенную, и норовил назначить ей свидание. ...У него никогда не было гроша за душой. Носил он сапоги из грубой кожи, старые пиджаки и мятые брюки. Когда я однажды явился на урок в первом моем приличном костюме, который родители купили у приехавшего из Германии знакомого, Баталов сделал мне замечание: "Так носить хорошие вещи нельзя. К такому костюму должны быть соответствующие обувь и рубаха. И нужен галстук. По мне— или так, или никак".»



Первое детство, по словам Алексея Владимировича, закончилось в 1941 году. Второе – началось в эвакуации в Бугульме (Татария). С этим временем связаны особые впечатления: нескончаемая череда военных дней, работа в качестве рабочего сцены, первая зарплата, первый выход на сцену. Алексей Владимирович вспоминает: «Из московской квартиры я уезжал буржуйским мальчиком, а вернулся совсем другим, пацаном. Я узнал, что такое сельская жизнь, как дрова рубить, как скакать на лошади в ночное, какая разница между русской печкой, голландской и горном, короче, тысячи вещей, не поддающихся перечислению. Но главное — война воочию, на примерах показала мне, что такое горе и счастье. Вот такое получилось детство. Бесконечные переезды: Бугульма, Уфа, Казань, Свердловск».



Семья вернулась в Москву в 1945 году. Учась в школе, Алексей сыграл свою первую кинороль в фильме Л. Арнштама «Зоя». Алексей закончил школу и поступил в Школу-студию МХАТ. Выбор профессии был естественным: «Я сроду не знал что такое "песочница"! В основном гулял среди декораций, которые позднее сам и раскрашивал. Для меня привычнее было видеть загримированную физиономию, чем обычное лицо. На сцену Художественного театра выходить начал едва ли не с первого своего шага. А поскольку я родился в семье актеров, то и профессию не выбирал, мне на роду было написано стать актером. ...Я учился в Школе-студии МХАТа в мастерской у своего дяди, Виктора Станицына. О любом моем достижении говорили: "Ну конечно, это его Андровская научила" или "разумеется, это они позвонили, и его взяли". И я хотел доказать, что и сам, несмотря на своих именитых родственников, чего-то стою».



Тогда же произошли перемены и в личной жизни. Алексей зашел как-то к другу и застал там в гостях удивительную красавицу, в которой признал ту самую Ирочку Ротову, с которой юный Баталов познакомился в 12 лет. Их родители были соседями по даче. Дети вместе проводили время, но затем их разлучила война. Молодые люди сразу решили жениться, но им было по 16 лет, и расписаться из-за юного возраста они не могли. Тогда они купили одно кольцо на двоих и выгравировали на обратной стороне « Алеша+Ира=Любовь». Жили по очереди то у одних то у других родителей. Отец Ирины, художник Константин Ротов, делая иллюстрации к книжке, срисовал Дядю Степу с Алексея. Достигнув 18 лет, они узаконили свои отношения. А потом у них родилась дочь Надя. В дальнейшем Надежда окончила институт иностранных языков, замужем, имеет дочку Екатерину.


По окончании Школы-студии Баталов поступил на работу во МХАТ. Однако подошло время службы в армии, и в 1950 году он был командирован в труппу Театра Советской армии и прослужил там несколько лет. В 1953 году Алексей Баталов вернулся в родной МХАТ. В 1940-1960-е годы в квартире, где Алексей жил с матерью и отчимом подолгу гостила Анна Ахматова. Для Баталова великая поэтесса станет просто «тетей Аней», которую он считал почти своей бабушкой и которая позволяла ему выступать с шутливыми пародиями на свои бессмертные стихи.

Известно, что Анна Андреевна очень хотела, чтобы Леша стал художником, и была высокого мнения о его таланте. Кисти А. В. Баталова принадлежит портрет А. А. Ахматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы. Когда Алексей вернулся из армии, Анна Андреевна дала ему крупную сумму денег, чтобы молодой человек приоделся. Но Баталов на все деньги купил машину «Москвич» и стал, пожалуй, единственным молодым актером МХАТа, лихо подруливавшим к зданию театра на персональном авто. Увидев «обновку», поэтесса только вздохнула: «Лёшенька, а что, пиджака не было?»



В 1953 -1957 годы он работал во МХАТе, но в репертуаре был занят мало. Молодые актеры получали во МХАТе восемьсот сорок дореформенных рублей — и это было очень хорошо. Но уже появилось кино; о нем мечтали решительно все. В 1954 году И. Е. Хейфиц пригласил молодого актера на одну из главных ролей в фильме «Большая семья». Встреча с И. Хейфицем стала поистине судьбоносной для молодого актера, он навсегда связал свою жизнь с кинематографом. Баталов снялся еще в четырех картинах у Хейфица: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). Все герои Баталова — чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.





После «Большой семьи» популярность Баталова стала возрастать, он часто уезжал на съемки, домашний телефон обрывали поклонницы. Видимо его жене Ирине стало не хватать внимания Алексея. Начались ссоры. Во время съемок в в Ленинграде Алексей Владимирович познакомился с красавицей-циркачкой, наездницей Гитаной Леонтенко, которая была моложе его на 12 лет. Сначала он увидел её на арене Ленинградского цирка, а потом Гитана оказалась его соседкой по гостинице «Европейская». В течение девяти лет влюбленные были вынуждены встречаться тайно, так как родственники Гитаны настаивали, что мужем цыганки может стать только цыган. Но в 1963 году они поженились.



Семейная жизнь Алексея Владимировича с Гитаной Аркадьевной оказалась долгой и счастливой, но омраченной болезнью их дочери. Дочь Маша страдает детским церебральным параличом. После ее рождения Гитана Аркадьевна оставила цирк и стала домохозяйкой, ухаживающей за дочерью — уже более 30-ти лет Маша не встает с инвалидной коляски. Никакое лечение не смогло поднять ее на ноги. Тем не менее, она оказалась очень одаренным и к тому же мужественным человеком. Окончила сценарный факультет ВГИКа, занимается литературным трудом. «Вообще, если что и держит меня на Земле, то это дочь, потому что мне надо всеми силами ей помогать. Бог знает, из каких ситуаций я выходил живым. Всем на свете болел, попадал в аварии, разбивался на съемках. Такие случаи врачи обычно называют чудом. А я просто знаю, что у меня есть настоящее дело»— говорит А. Баталов.

Судьба дарила актеру встречи с лучшими режиссерами отечественного кинематографа. В 1956 году М. Донской приглашает Алексея Баталова на роль Павла Власова в картину «Мать» по одноименной повести А. М. Горького. «Летят журавли» режиссера М. Калатозова (1957) – фильм-легенда, который вошел в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа. В расцвете славы Баталов получил предложение от М. И. Ромма сняться в фильме «Девять дней одного года» (1962) в роли Дмитрия Гусева. Тем не менее, с начала 1960-х годов режиссеры занимают Баталова в кино все реже.









Одной из форм творческого самовыражения А. Баталова стала режиссерская работа. В качестве режиссера-постановщика он снял три картины. В 1960 году он дебютировал в качестве режиссера фильмом «Шинель» по повести Н. В. Гоголя, в 1972 снял «Игрока» по Ф. М. Достоевскому. Настоящей удачей стал снятый Баталовым фильм «Три толстяка» (1966, по Ю. К. Олеше), в котором актер снялся в одной из главных ролей.





Режиссеры 1970-х гг. использовали интеллигентский имидж Баталова как некий самодостаточный «материал»: эмигрант Голубков в «Беге» (1970, реж. А. А. Алов и В. Н. Наумов), декабрист князь Трубецкой в «Звезде пленительного счастья» (1975, реж. В. Я. Мотыль), доктор-эмигрант в «Чисто английском убийстве» (1974, реж. С. И. Самсонов). Здесь не только отточенная игра, а само присутствие Баталова в кадре, его личность успешно работают на образ.





Особняком стоит мелодрама «Москва слезам не верит» (1980, режиссер Владимир Меньшов,1981) — фильм, которому уготована счастливая судьба. Он получил высшее признание в мировом киноискусстве — премию Оскар. Роль слесаря Гоши принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах.





Особое место занимает в творчестве А. В. Баталова работа на радио. Профессиональный интерес и желание постичь, какими средствами создается радиообраз, появилось в период вынужденного бездействия, когда радио стало для него единственным средством общения с миром. Его радиотеатр — это театр живого актера, живого многогранного образа, бережного внимания к слову. Среди радиопостановок А.Баталова: «Казаки» Л. Н.Толстого, «Белые ночи" Ф. М.Достоевского, «Поединок» А. В.Куприна, «Герой нашего времени» М. Ю.Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира.





С 1975 года творческая биография А. В.Баталова обрела новую грань — он стал преподавателем ВГИКа. Алексей Владимирович рассказывает: «Я вообще-то педагогом стал случайно. После кончины Бориса Бабочкина его курс остался неприкаянным. И чтобы не играть секретарей парткомов или колхозных активистов, я согласился его довести. С тех пор, то есть с 1975 года, работаю со студентами. С "республиканскими" курсами, как их тогда называли. …я с радостью готов научить своих студентов всему, что сам умею». В 1999 г. Алексей Владимирович Баталов, как художественный руководитель, профессор и заведующий кафедрой актерского мастерства Всероссийского Государственного института кинематографии им.С. А.Герасимова, осуществляет уже 6-й выпуск своей актерской мастерской.


Аверин А. В. «Алексей Владимирович Баталов с учениками».

С 2007 года — президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». Многие годы являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина». Принимает активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства». Актёр избран Почётным президентом Парижского Киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актёрские работы года, почётным членом Правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского Совета Марфо-Мариинского благотворительного общества.





Баталов не снимается в кино. В это трудно поверить, но последний раз на съемочную площадку народный артист СССР выходил в 1983 году, когда согласился сняться в фильме Дмитрия Светозарова «Скорость». По словам знакомых актера, согласие на роль он дал исключительно из-за своего увлечения автомобилями. Алексей Владимирович пишет стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью. В 1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга Алексея Баталова «Судьба и ремесло». Он является также автором книги «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми. Ведёт телевизионный цикл «Прогулки по Москве». Он владеет многими необходимые житейскими навыками: еще со времен службы в армии он – профессиональный шофер, автомеханик. Живет и работает в Москве.



Главной целью своей жизни Баталов, «человек неандерсталинской эпохи», как он сам себя называет, считает помощь людям: «Я стараюсь помочь другим, и это — уж поверьте — единственное, чем стоит заниматься. Надо помогать не абстрактной молодежи, не старикам вообще, а конкретному нищему, конкретному больному, старухе, которая ходит в целлофановых пакетах вместо калош. С годами начинаешь понимать, что дело не в лаврах и заработках, а в том, чтобы тебе хотелось помочь человеку — любому человеку, необязательно кому-то из твоих родных и близких. Я хорошо прожил свою жизнь. Да, небогато, без больших карьерных всплесков, но я никогда никого не оскорбил, ничем не поступился. Есть люди, которые вспомнят меня добром. А это не так уж мало, правда?»



Википедия, rusactors.ru

Голосовать +9
Просмотров: 3013
Адрес записи: 
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

3
Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
Октябрь 2016
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Подарки

Войти